Кто обслужит Вас лучше — банковский кассир или персональный
компьютер?
Для большинства людей online banking является чем-то вроде «сахарной
глазури» на «пироге» их личных финансов.
Но вместе с тем совсем не обязательно, что виртуальное банковское обслуживание,
подобно прочим рациональным решениям, возникающим время от времени,
призвано помочь каждому из нас.
Прежде чем вы попытаетесь немедленно включить online banking в свой
арсенал управления финансами, задайте самому себе несколько ключевых
вопросов. Иначе вас ждет разочарование, поскольку это фактически усложнит
ваши отношения с банком.
Так, если вы, например, много путешествуете, и у вас нет времени на
то, чтобы выписывать чеки или оплачивать счета, online banking может
существенно облегчить вам жизнь.
Но если вы испытываете даже небольшое беспокойство, что кто-то может
получить несанкционированный доступ к вашим счетам, то вам следует воздержаться.
«Удобство — вот тот решающий фактор, благодаря
которому online banking привлекателен для большинства банковских клиентов,
— говорит Джеймс Брюни (James Bruene), редактор информационного бюллетеня
Online Banking Report (www.onlinebankingreport.com),
— прочие же достоинства могут отходить на второй план».
По данным Брюни, с момента первого появления данной услуги на рынке
в 1996 году 7—9% американских семей, обладающих персональными компьютерами
(а таких в США около 40%), предпочли удобство, точность, своевременность
исполнения и меры безопасности, обеспечиваемые системами online banking.
Последние исследования показали, что 64% из 353 рассмотренных банков
предлагают доступ к этой услуге бесплатно. Остальные банки взимают плату,
составляющую в среднем $5,44 в месяц.
Если ваши счета размещены в разных финансовых учреждениях, или вы выписываете
всего несколько чеков в месяц, то online banking вам ни к чему. Если
вы часто пользуетесь банкоматами для снятия наличных или переброски
средств между вашими счетами, то вам, вероятно, следует воспользоваться
услугами местного банка с широкой сетью банкоматов (но никак не виртуального
банка, который не располагает подобным сервисом). В данном случае ваши
затраты на оплату банковских услуг не будут компенсированы выгодами,
которые вы получаете, используя online banking.
С другой стороны, если у вас открыты счета в одном банке, вам необходимо
осуществлять регулярные ежемесячные платежи, и вы постоянно испытываете
дефицит времени, online banking — это как раз то, что вам нужно. По
крайней мере, вы можете сэкономить свое время и добавить гибкости в
процесс управления вашими денежными средствами.
Негативные аспекты электронного банковского обслуживания проявляются
прежде всего в тех условиях, которые некоторые банки предлагают за пользование
их сетевыми услугами.
Кроме того, при переброске средств со счета на счет для обновления данных
требуется целый рабочий день, и состояние счета на текущий момент может
отражаться неправильно. В то же время учетные записи в истории счета
сохраняются не в полном объеме: проставлены номер чека, сумма и дата
платежа, но имя получателя отсутствует.
Еще один важный момент — продолжительность периода времени между моментом
выписки чека и моментом его оплаты. При оплате счета через Интернет,
ваши средства будут списаны со счета, как только вы кликните «мышкой».
В случае с бумажными чеками часто происходит задержка от одного до нескольких
дней, прежде чем они дойдут до получателя, и в течение всего этого времени
ваши деньги остаются у вас на счете.
Теоретически преимущества online banking преобладают
над недостатками, но для незнакомых с Интернет банковских клиентов внушает
опасение то обстоятельство, что кто-то может воспользоваться их счетом
без разрешения. «Детальные разъяснения банков по поводу систем кодирования
информации, препятствующих проникновению хакеров, не имеет большого
значения, люди просто отказываются подвергаться риску», — говорит Линда
Шерри (Linda Sherry), главный редактор Consumer Action (www.consumer-action.com),
частной организации по защите прав потребителей.
Между тем online banking переживает подъем. По состоянию на конец 1998
года 6,6 млн. американских семей пользовались банковскими услугами через
Интернет. К 2003 году, как ожидается, это число возрастет до отметки
в 32 млн. семей.
Чрезвычайно высокая скорость подобной «экспансии»
не может не вызывать беспокойство. И хотя пока никаких серьезных проблем
с безопасностью не возникло, правительственной организации General Accounting
Office (GAO) (www.gao.org)
удалось убедить федеральные органы банковского регулирования в необходимости
уделять пристальное внимание развитию online banking. GAO выражает заинтересованность
в том, чтобы эти органы располагали необходимыми техническими возможностями
для предотвращения проблем прежде, чем они возникнут, и были способны
давать рекомендации банкам, только начинающим развивать online banking.
По материалам последнего отчета Cybercitizen
Finance, подразделения исследовательской компании Cyber Dialogue (www.cyberdialogue.com),
специализирующейся на рынке электронных услуг, за период с июля 1998
года по июль 1999 года 3,1 млн. человек перестали пользоваться своими
электронными счетами, и в тоже время 3,3 млн. человек открыли новые
элек-тронные счета.
Почему же клиенты приходят и уходят? «Половина из тех, кто перестал
пользоваться online banking, объяснили свое решение слишком сложным
устройством сайтов или неудовлетворенностью качеством клиентского обслуживания»,
— утверждает Майкл Вайкснер (Michael Weiksner), менеджер по выработке
финансовых стратегий компании Cyber Dialogue.
В конце концов, ничего не мешает вам просто воспользоваться правом бесплатного
испытатель-ного срока, который многие банки и кредитные учреждения предоставляют
для ознакомления со своими электронными услугами. Сравнивая проведение
банковских операций по электронным каналам и традиционным способом,
клиент может оценить степень быстроты, удобства, удовлетворения, а затем
принять соответствующее решение.
Чтобы начать работу в сети, клиент должен сначала открыть текущий счет
в банке, приобрести модем и компьютер с установленным программным обеспечением
для навигации в Интернет (Microsoft Internet Explorer или Netscape Navigator).
Затем клиенту необходимо заполнить электронный бланк заявки (обычно
доступный в режиме online) или отправить уже оформленную заявку в банк
по электронной почте.
В заявке указывается наименование открываемых счетов и перечень лиц,
имеющих право доступа к этим счетам. Спустя 4—5 дней клиент получает
по электронной почте программное обеспечение для работы в сети (если
банк не предлагает обслуживание непосредственно в Интернет), персональный
идентификационный номер и пароль.
В большинстве случаев программное обеспечение поставляется бесплатно,
однако ежемесячная плата за пользование услугами online banking может
составлять до $8,95. Очень многие банки прелагают бесплатное обслуживание
в течение испытательного срока (около трех месяцев).
.