Удаленный банкинг - альтернатива кредиткам в Интернете
"Хоум банкинг" (home banking), или удаленный банкинг (remote
banking), появился не сегодня и даже не вчера. Сейчас это понятие часто
напрямую ассоциируется с Интернетом, хотя на самом деле это совсем не
так. Удаленный банкинг существует уже около пятнадцати лет, и на момент
его появления о широком использовании Интернета в коммерческих целях
и речи не было. Да и сейчас Интернет - не основное средство для осуществления
удаленного банкинга.
В общем смысле, как это и следует из названия, удаленный банкинг - это
предоставление банковских услуг не в банковском офисе, при непосредственном
контакте клиента и банковского служащего, а на дому, в офисе клиента,
короче - везде, где это удобно клиенту. Необходимо добавить, что если
система полностью автоматизирована, чаще всего она доступна круглосуточно
и в любой день недели, в отличие от самого банка, работающего по строгому
расписанию.
Впервые услуга стала применяться в 1983 году - это была система Homelink,
созданная совместно банком Шотландии и телефонной компанией British
Telecom. Внедрило ее строительное общество Nottingham Building Society.
Можно выделить четыре основные разновидности удаленного банкинга: Internet
banking, PC banking, telephone banking и video banking. И хотя в названиях
двух последних напрямую упоминания о компьютерах нет, в них также используются
те или иные компьютерные технологии: в telephone banking это системы
компьютерной телефонии, в video banking - интерактивные и мультимедийные
технологии.
Под PC-банкингом, как правило, подразумевают доступ к счету с помощью
персонального компьютера, осуществляемый при этом посредством прямого
модемного соединения с банковской сетью, а не через Интернет. Клиенту
при этом предоставляется (за деньги или бесплатно) специальное программное
обеспечение для работы со счетом, или, как вариант, это может быть продукт,
интегрированный с одной из популярных программ для управления личными
финансами - Intuit Quicken или Microsoft Money.
Видеобанкинг - это, по сути, система интерактивного общения клиента
с персоналом в банке, своего рода видеоконференция. Обычно для видеобанкинга
используются устройства, называемые "киосками" (kiosk). Это
аппараты с сенсорным экраном, позволяющие клиенту получить доступ к
различной информации, а также "вживую" пообщаться со служащим
в банке и провести с его помощью практически любые операции. Эти устройства
устанавливаются, разумеется, не дома, а в супермаркетах, университетах
или других людных местах. Часто "киоски" совмещаются с банкоматами
(ATM - automatic teller machine).
Самой популярной разновидностью удаленного банкинга на сегодня остается
обслуживание по телефону - в силу распространенности и доступности телефонных
терминалов. Операции совершаются здесь с помощью тонового набора. Телефонный
банкинг является пока самой совершенной системой с точки зрения мобильности:
если у вас есть под рукой телефон - значит, вам доступны банковские
услуги. Согласно исследованиям, в 1997 году по телефону в США совершалось
около 24% банковских транзакций, в то время как с помощью других способов
удаленного банкинга - лишь 2%. Дополнительные возможности открывает
использование телефонов с дисплеем (screen-phone). С другой стороны,
телефон - это изначально средство устного общения, и для совершения
банковских операций приспособлен плохо, поэтому количество банков, работающих
с Интернетом, и их клиентов постоянно растет. Согласно некоторым прогнозам,
к концу века уже 15 процентов операций по счетам будет совершаться частными
клиентами в США со своего персонального компьютера. В Европе Интернет-банкинг
получил наибольшее распространение в Швеции.
Использование Интернета для удаленного банкинга - потенциально, разумеется,
- наиболее перспективно в силу универсальности среды. Те же самые видеоконференции
с банковскими служащими тоже можно устраивать в Сети.
Распространению Интернет-банкинга мешают опасения по поводу безопасности,
часто высокая плата за эту услугу, к которой следует еще приплюсовать
и цену доступа в Интернет.
Продвижение банковских Интернет-продуктов часто идет в виде "бандла"
с другим программным обеспечением, доступом в Интернет или даже "железом".
Чаще всего системы управления банковским счетом интегрируются с программами
управления личными финансами. У нас попытки сделать нечто подобное предпринимают
сейчас "Автобанк" и "Арсеналъ" со своим "Декартом".
Поначалу удаленный банкинг предусматривал лишь ознакомление с информацией
о самом банке, осуществляемых им операциях и их условиях, получение
баланса счета - что, по существу, являлось просто справочной системой.
Затем появилась возможность управления счетом. В настоящее время удаленный
клиент банка может получить практически весь спектр услуг, предоставляемых
банком, - включая и операции с ценными бумагами, и получение кредита.
Интернет-банкинг сейчас развивается именно по этому направлению - диверсификации
банковских услуг: иногда через Интернет предоставляются даже такие услуги,
которые не доступны в офисе. Другая тенденция - это снижение стоимости
обслуживания операций, совершаемых через Интернет. Подчас они просто
становятся бесплатными.
Интернет-банкинг в последнее время все больше нацеливается на малый
бизнес: с одной стороны, потребности этого рынка не сильно отличаются
от потребностей частного клиента, с другой - уровень технической оснащенности,
количество подключений к Интернету там во всяком случае не ниже, чем
в частных домах, и, что крайне важно, малый бизнес расходует значительные
средства на финансовые услуги (в США в 1997 году - 78 млрд. долларов,
что в среднем составляет 14 тыс. долларов на одно предприятие в год).
Притом, пока количество малых бизнесов, пользующихся банковскими услугами
в Интернете, составляет в США 8%, но ожидается, что через три года эта
цифра достигнет 33%.
В России в плане удаленного банкинга одним
из наиболее продвинутых является, пожалуй, "Гута-банк". Помимо
того, что этот банк организовал систему телефонного банкинга "Телебанк",
его клиенты имеют возможность совершать операции с ценными бумагами
через Интернет. Банк совместно с компанией Diasoft разработал программу
дистанционного управления счетом "Клиент-Банк". Становясь
клиентом системы Интернет-банкинга, вы получаете небольшой приборчик
размером с кредитную карту, внешне напоминающий калькулятор, - так называемый
генератор одноразовых ключей. При необходимости провести операцию с
вашим счетом, вы связываетесь с банком, вводите свое пользовательское
имя и пароль. После этого вы просто прикладываете генератор ключей к
появившемуся окошку на экране. В окошке возникает уникальный полосковый
код (который каждый раз меняется) и ваш приборчик, считав его, высвечивает
на своем экранчике ключевую последовательность букв или цифр, которая
является уникальной и действует только на данный сеанс связи. Поскольку
ключ одноразовый, то подглядеть, угадать или вычислить его практически
невозможно. Подобные системы оплаты уже работают во многих виртуальных
магазинах.