MoneyWeb.com
К содержанию

RB2 Network



RB2 Network

Belresource.com
ФОНДОВЫЕ РЫНКИ
НАШИ НА УОЛЛ-СТРИТ

Бесспорно, этот факт стоит отметить: первые 20 российских компаний через американские депозитарные расписки (ADR) вышли на фондовый рынок США. Число наших эмитентов, представленных за океаном постоянно расширяется. По сведениям "Бэнк оф Нью-Йорк", активно осуществляющем депонирование акций российских компаний, среди них такие "киты" отечественного бизнеса как "Газпром" и "Лукойл", РАО ЕЭС и "Мосэнерго", "Инкомбанк" и "Менатеп", а также целый ряд фирм, которые, что говорится, у всех на слуху. Словом, свершилось - наши добрались до Уолл-Стрит. Российский бизнес настойчиво заявил о себе и здесь, в главном финансовом центре мира.


Акции многих компании, имеющих всемирную известность, представлены на фондовом рынке США. Среди них японский электронный гигант "Сони" и немецкий "Даймлер-Бенц", знаменитая английская авиакомпания "Бритиш аэрвэйс" и финская "Нокиа", итальянский "Фиат" и голландский "Филипс", шведская "Скания", и еще многие, многие другие. Так что представители российского бизнеса, как говорится, оказались в приличном обществе.


Американский финансовый рынок - очень емкий, подвижный. Здесь "крутятся" деньги инвесторов из многих стран мира. Не верьте кадрам кинохроники, когда вам будут показывать биржу в виде огромного зала, где полусумасшедшие брокеры что-то кричат друг другу, машут табличками с ценами, глядя на табло с бегущей строкой котировок. Большинство биржевых операций сегодня совершаются через компьютерные сети. Общая глобализация мировой экономики привела к тому, что даже самый скромный инвестор может свободно выбирать, кому отдать свои сбережения - американской, японской, английской или российской компании?


Каждый день на биржах США идет отчаянное соперничество - кто более матери-мировой экономике ценен? В глобальных информационно-финансовых службах, таких как "Рейтер", "Меррил Линч" или "Блумберг" вы обязательно найдете рубрики "Победители" и "Проигравшие". Увы, россиян пока не встретишь ни в одном из этих разделов. Да и вообще, акции ряда российских компаний "ведут себя" на американском фондовом рынке, я бы сказал, довольно странно.

Судите сами. Большинство ценных бумаг крупных российских эмитентов торгуются через американскую национальную электронную дилерскую сеть ОТС. По сути дела это - внебиржевой рынок. Система ОТС не принадлежит к числу ведущих на тамошнем фондовом рынке. В ее обороте находятся акции около 10 тысяч фирм, преимущественно из числа мелких и средних. Чаще всего это компании, которые пребывают в "цыплячьем" возрасте и состоянии. Инвесторы подкидывают им финансовый "корм", надеясь на быстрый и энергичный рост молодняка.


А потому, согласитесь, довольно странно видеть в этой среде таких наших мастодонтов как РАО ЕЭС, "Лукойл", "Инкомбанк" или "Торговый дом ГУМ". Вопрос, как говорится, на засыпку - что дает "китам" отечественного бизнеса подобное присутствие на американском фондовом рынке? Предполагаю, что они пришли туда с вполне прагматичной целью - получить дополнительные финансовые ресурсы для своего развития. Но когда мне приходится анализировать итоги того или иного торгового дня на биржах США, то часто испытываешь удивление, смешанное с недоумением - вроде бы и сделки с российскими бумагами регистрируются, но чаще всего... попросту без изменения цены.


Вот и сегодня на моем мониторе высветились сведения: без изменения котировок проданы бумаги "Банка Возрождение", "Мосэнерго", "ЦУМа", "Менатепа", РАО ЕЭС, "Роснефтегазстроя", "Нижегородсвязьинформа", "Cеверского трубного завода", "Инкомбанка"... Спрашивается, кто и зачем покупает ценные бумаги, которые не меняют свою стоимость? Ответ прост. Чаще всего это делает сам эмитент через доверенных брокеров для искусственной поддержки репутации акций. Словом, перегоняет свои ADR с одного счета ценных бумаг на другой. Но трейдеров и брокеров акции, не имеющие динамики роста или падения, просто не интересуют.

Спрашивается, зачем тогда вообще пришли на чужой фондовый рынок гиганты российского бизнеса? Нежели только из полуосознанного чувства престижности. Мол, шестисотым "Мерседесом" и персональным вертолетом никого нынче не удивишь, а тут при случае можно бросить: "Слышали, наши акции теперь даже в Америке продаются!.. Это вам ни хухры-мухры..." Иного практического смысла подобной фондовой политики я не вижу.

Вместе с тем хочу отметить, что выход на американский фондовый рынок - довольно хлопотное и отнюдь не дешевое удовольствие. По оценкам финансовых специалистов с Уолл-Стрит, чтобы зарегистрировать ADR в США и, самое главное, обеспечить их активные котировки, компании-эмитенту необходимо поиздержаться примерно на 1,5 млн. долларов. Но и это не все. Выходя на биржевой дебют, компания-эмитент любой ценой должна обеспечить свободный доступ всех желающих к полной и объективной информации о состоянии своих дел. Ни один серьезный инвестор не станет вкладывать деньги под абстрактные призывы, типа "у нас блестящие перспективы, потому что мы в своей стране первые и лучшие". В финансовом мире давно утвердились общепринятые и вполне объективные показатели, которые характеризуют состояние дел любой компании. На их основе инвестор принимает решение - вкладывать в нее свои кровные или нет.

Впрочем, в то время как одни российские компании демонстрируют на Уолл-Стрит этакое ухарство, другие уже смогли проявить тонкость и профессионализм в оценке возможностей заокеанского фондового рынка. Первые два российских эмитента уже попали в листинг крупнейшей биржи мира - Нью-Йоркской. Это "Ростелеком" и "Вымпелком" (москвичам и жителям ряда российских регионов последняя компания больше известна по торговой марке "Би-Лайн"). Кстати, "Вымпелком" котируется на Нью-Йоркской бирже почти полтора года. И на примере этой компании можно наглядно оценить - что дает реальное, а не "условное" присутствие российских эмитентов на биржах США?

Обратившись к открытым сведениям, которые "Вымпелком" дает любому желающему, мы увидим - даже по американским понятиям это довольно сильная компания. Ее объем продаж составляет 213 миллионов долларов, при этом каждый работник обеспечивает почти 200 000 долларов поступлений в бюджет фирмы. Показатель прибыли на акцию (EPS) составлял $ 2.09. "Вымпелком" произвел внешнее эмитирование 19 млн. 280 тысяч акций. На Нью-Йоркской бирже они продаются, как правило, на сумму от одного до нескольких миллионов долларов в день. Бумаги компании абсолютно ликвидны, сделки осуществляются ежедневно в режиме реального времени. А если вы изучите график котировок ADR "Вымпелкома", то наглядно убедитесь - такие акции представляют интерес как для "буйволов" (биржевых игроков на повышение), так и для "медведей" (игроков на понижение).

При этом "Вымпелком" едва ли можно отнести к числу ведущих российских компаний. Просто его маркетмейкеры смогли выйти на фондовый рынок США цивилизованно и теперь пожинают плоды своих усилий. Кроме всего прочего пример с "Вымпелкомом" демонстрирует еще одну важную деталь. Всякий профессиональный аналитик, обратившись к открытой информации о состоянии дел этой компании, непременно отметит, что ее акции попросту недооценены. Увы, в отношении бумаг других крупных российских эмитентов, трудно составить какое-то объективное мнение. Доступной информации о финансовом состоянии крупных российских корпораций, акции которых продаются в США, нигде не найти. А жаль!

Один мой коллега, бывший москвич, а ныне американский биржевой брокер, недавно произвел интересные подсчеты. Он попробовал оценить общую капитализацию (совокупную стоимость) всех российских ценных бумаг, представленных на национальном и мировом фондовых рынках. И что же? Получилось, что их цена с трудом достигает... половины стоимости только одной американской корпорации IBM. Это ли не свидетельство того, что российские акции в целом катастрофически недооценены? И не здесь ли кроется главный резерв привлечения иностранных инвестиций для реформ в России?

Но чтобы иностранные деньги хлынули к нам потоком, мы должны научиться относиться к выходу на мировые фондовые рынки так же серьезно, как относимся к выходу наших спортсменов на олимпийскую арену. Иначе на нас там будут смотреть с настороженностью и недоумением, как смотрим мы сами на людей, получивших прозвище "новых русских".


Гарий КИРИЛЛОВ биржевой аналитик

"Деловой вторник", 7 апреля 1998 г.

К началу

Публикации Wall Street Сегодня Для новичков Школа трэйдинга Семинары Магазин On-Line Shopping Поиск Карта сайта Домой Наши партнеры Полезные линки Обратная связь
Hosted by uCoz