ИРЛАНДИЯ: КЕЛЬТСКИЙ ТИГР НЕ ХОЧЕТ БЫТЬ
БОЛЬШИМ КАЙМАНОМ
Свершилось. Опубликован бюджет
Ирландии на 1999 год. Казалось бы, кого, кроме узких специалистов, он
может заинтересовать за пределами этой вполне уважаемой, но далеко не
самой экономически мощной страны? Оказывается, однако, что в нем заложена
бомба, способная серьезно повлиять на мировые финансовые потоки. Ирландских
безналоговых компаний больше не существует!
Начнем издалека. Давным-давно,
а точнее до 1989 года, в Великобритании существовали нерезидентные компании,
то есть такие компании, которые, ведя коммерческую деятельность исключительно
вне территории Соединенного Королевства, освобождались на этом основании
от уплаты британских налогов. Следуя этому доброму примеру, многие островные
государства, находящиеся в сфере действия британского общего права (включая
как острова неподалеку от Великобритании, например, Нормандские или
остров Мэн, так и находящиеся в Карибском море, например, Багамы или
Каймановы острова), также ввели у себя институт безналоговых или офшорных
компаний. С середины 70-х годов подобные нерезидентные компании существуют
и в Ирландии.
Конечно же, офшорные компании
стали излюбленным инструментом как специалистов по налоговому планированию,
так и просто предпринимателей со всего света, желающих снизить свое
налоговое бремя. И, разумеется, такие компании стали постоянной головной
болью для налоговых властей всего мира. В 1989 году, после того, как
по решению властей нерезидентные компании прекратили существование в
Великобритании, взоры многих их пользователей обратились на Ирландию.
По сравнению с большинством офшорных зон Ирландия обладала важным преимуществом
в имидже: если о багамской, к примеру, компании сразу ясно, что она
заведомо офшорная, то ирландская нерезидентная компания выглядит внешне
вполне благопристойно, ничем не отличаясь от обычной налогооблагаемой
компании. В результате ирландские офшоры приобрели большую популярность.
По некоторым оценкам, из 156 тысяч компаний, зарегистрированным в Ирландии
по состоянию на 1998 год, около 40 тысяч были нерезидентными.
Какое-то время Ирландию вполне
устраивало то, что нерезидентные компании хотя и не платят налогов,
но обычно держат деньги в ирландских банках, а заодно создают рабочие
места для юристов, эти компании регистрирующих. В последнее время, однако,
обстановка начала накаляться. Ирландия - член Европейского союза, а
существование столь льготных налоговых режимов в корне противоречит
самой идеологии единого экономического пространства, а также директивам
ЕС. Недовольными оказались и США: многие крупные американские корпорации
с удовольствием пользовались возможностью аккумулировать доходы в Ирландии,
не платя никаких налогов, - причем на совершенно законных основаниях!
Ирландии не раз намекали, что создавать инструменты для уклонения от
налогов гражданами других государств, в то же время наказывая собственных
граждан за подобное же уклонение, по меньшей мере нелогично. Робкие
меры ирландского правительства, сделавшего попытку обязать нерезидентные
компании предоставлять более подробную информацию о своей деятельности
и о месте нахождения своего руководящего центра, не дали никаких результатов.
Пошли разговоры об использовании ирландских компаний для отмывания грязных
денег, торговли наркотиками и т.д. С неизбежностью восхода солнца всплыла
тема русской мафии.
Репутация Ирландии несла
большие потери. Что хуже всего, начало вызывать подозрения у зарубежных
партнеров любимое детище Ирландии - Международный финансовый центр в
Дублине. Компании, зарегистрированные в этом центре, специализируются
на предоставлении банковских и финансовых услуг и облагаются налогом
по льготной ставке - 10%. В дальнейшем планируется увеличить ее до 12,5%,
чтобы удовлетворить требованиям ЕС. Центр является самым быстрорастущим
финансовым центром такого рода в Европе, и кое-где в европейской прессе
уже мелькнул эпитет "кельтский тигр". Так вот, многие иностранцы путали
нерезидентные компании, уже пользующиеся довольно-таки дурной славой,
с добропорядочными компаниями, зарегистрированные в Международном финансовом
центре. Появился и новый, уничижительный, эпитет: "Каймановы острова
северной Атлантики". Терпеть такое было больше нельзя!
Парламентские дебаты были
бурными. Оппозиция обвинила правительство в сокрытии масштабов бедствия
и, как водится, вообще во всех смертных грехах. К счастью, до обвинений
в связях с русской мафией дело все же, кажется, не дошло. И вот свершилось!
Опубликованный в феврале бюджет 1999 года устанавливает, что все вновь
зарегистрированные (начиная с 11 февраля) компании будут резидентны
в налоговом отношении, то есть будут облагаться налогами по полной программе.
Что касается компаний, зарегистрированных ранее, то они теряют свой
нерезидентный статус с 1 октября 1999 года.
Столь короткий переходный
период вызывал бурное возмущение владельцев нерезидентных компаний.
Поскольку бюджет, строго говоря, еще не проголосован и не имеет силы
закона, не исключено, что в качестве компромисса этот период будет несколько
продлен. На большее, однако, рассчитывать вряд ли приходится.
Впрочем, документом предусмотрены
и некоторые исключения из общего правила. Компания не теряет нерезидентного
статуса, если она контролируется лицами, резидентными в налоговом отношении
в странах ЕС или в странах, с которыми у Ирландии есть налоговый договор.
Естественно, в этом случае такая компания может быть признана резидентной
и облагаться налогом в той стране, где живут контролирующие ее лица.
Возможен и такой вариант: если налоговый договор с какой-то страной
предусматривает нерезидентность компании в Ирландии на каких-то иных
основаниях, чем место жительства контролирующих ее лиц (например, если
коммерческая деятельность компании, зарегистрированной в Ирландии, фактически
происходит на территории второй страны-участницы договора, где она и
облагается налогами), это также принимается во внимание. Наконец, компания
не теряет своего нерезидентного статуса и в том случае, если ее акции
котируются на фондовой бирже.
Между прочим, как раз с Россией
у Ирландии есть налоговый договор. Однако вряд ли российские владельцы
ирландских офшоров захотят сохранить их безналоговый статус в Ирландии,
сделав их российскими налогоплательщиками.
Помимо отмены налоговых льгот,
планируется принять и некоторые меры административного характера. Во-первых,
документы на регистрацию новых компаний будут приниматься, только если
компания намерена вести какую-то деятельность в Ирландии. Кроме того,
каждая компания должна будет либо иметь ирландского директора, которого
в случае чего можно призвать к ответу, либо сделать депозит в размере
20 тыс. фунтов, который можно будет использовать для уплаты возможных
штрафов. За нарушения типа неподачи годовой отчетности компании будут
безжалостно вычеркиваться из реестра. Наконец, те компании, которые
все же сохраняют нерезидентный статус (например, на основании налогового
договора), обязаны будут подавать властям полную информацию относительно
того, где же эта компания резидентна и где она ведет свою деятельность,
либо указать реальных владельцев компании.
По сути, выбор владельцам
ирландских офшоров, не желающим попасть под теперь уже ирландские налоги,
предоставлен небогатый. Можно свернуть деятельность ирландской компании
и создать другую где-то еще (можно даже под тем же названием, если в
этой другой стране оно еще не занято). Как вариант, некоторые офшорные
зоны (скажем, Гибралтар) предоставляют возможность перерегистрации у
них компаний, ранее зарегистрированных в другой стране. Отличие здесь
в том, что в этом случае сохраняется правопреемственность - активы (и
долги) автоматически переходят к теперь уже гибралтарскому юридическому
лицу. В качестве альтернативы можно сохранить ирландскую регистрацию
и нерезидентный статус, наняв директоров из страны ЕС или страны, имеющий
налоговый договор с Ирландией, получив, соответственно, статус налогового
резидента в этой стране. Казалось бы, не очень привлекательно - какая
разница, где платить налоги? Однако в списке стран, имеющих договор
с Ирландией, есть любимый многими россиянами Кипр.